Азизова Пасихат Магомедовна
Наряду со скотоводством, приоритетной областью хозяйственно- экономической деятельности в горских обществах Дагестана в XIX веке оставалось земледелие и сопутствующее ей садоводство. Соответственно, земля, пригодная под земледелие, оставалась приоритетной материальной ценностью для горцев. Относительно земельного дефицита и, соответственно, материального неблагополучия горцев на этой почве высказывались многие русские авторы XIX века. Так, офицер Генерального штаба русской армии на Кавказе Мочульский писал: «Бедность жителей Дагестана вообще, а еще более суровость климата большей части его земель, не обещает сильно производительной почвы. Жалкое положение Дагестанцев во время неурожая 1831 и 1832 годов еще более подтверждает несоразмерность производительной силы того края с численностью его населения, тем больше, что разнообразное положение гористых мест не должно бы подвергать оное повсеместному неурожаю» [5,с.18].
Основными занятиями жителей Каралала, как и у других аварцев, с древнейших времён являлись земледелие и скотоводство с преобладающей ролью одного из этих видов хозяйства в зависимости от природных условий и связанной с этим местной специализацией хозяйства.
Территория Каралала была расположена в основном в горной зоне, где археологически земледелие фиксируется ещё с периода позднего неолита.
В развитии земледелия в предгорной и горной частях существовали свои отдельные особенности. В горной части было развито террасное земледелие, являющееся одним из показателей высокой земледельческой культуры народов Дагестана. Возникновение террас предположительно относится к железному веку, «но подлинный расцвет террасового земледелия приходится на эпоху существования родственных соседствующих посёлков, т.е. на 1 тысячелетие н.э.» [2, c.8].
Террасные поля были небольших размеров и располагались в горах в виде широких ступеней. Они являлись результатам упорной борьбы с природой и гигантского труда многих поколений горцев, показателем огромного усердия и трудолюбия их в области земледелия. Поэтому не удивительно, что террасы дагестанских горцев привлекали внимание и вызывали удивление и восхищение у многих русских и иностранных наблюдателей XVIII-XIX вв.
В условиях постоянного земельного голода в горах развитие террас по восходящей линии происходило вплоть до XIX в., т.е. до окончательного прекращении нашествий кочевников и разорительных походов их, являющихся постоянными препятствием для развития земледелия в плоскостном Дагестане.
Система земледелия в Каралале была паровая. Величина оставляемой под пар земли находилась в прямой зависимости от величины земельной собственности в целом. Поэтому земли под пар в основном могли оставлять те хозяйства, которые имели в собственности достаточное количество земли. Из-за нехватки земли вообще не оставляли её под пар или же применяли занятой пар, т. е. чередование на одном и том же участке различных злаковых культур.
Наиболее характерным видом пара является весенний или занятой пар, при котором землю вспахивали несколько раз. Первый раз вспахивали землю ранней весной, второй раз, когда начинает расти трава, третий раз — летом, а в сентябре сеяли озимую пшеницу.
Если же пар оставляли для весеннего сева, то осенью, после сбора урожая, сразу поднимали зябь и оставляли до весны.
Многократное вспахивание земли являлось результатом многовекового опыта в области земледелия. Многократное вспахивание увеличивало плодородие почвы и способствовало сохранению в ней влаги [1,c.18].
Многократное вспахивание применялось «для того, — писал М. О. Османов, — чтобы солнце выжгло землю с дерном. Считалось, что выжженная вместе с органическими остатками почва становится более плодородной, и чем сильнее выжжешь, тем мягче и жирнее земля, тем больше влаги она удержит» [3,c.56].
Основными зерновыми культурами, которые возделывались на территории Каралала, являлись ячмень, пшеница, рожь, овёс, просо, полбу, бобы, с XIX в. кукуруза и картофель.
Как уже отмечалось, в горных округах ведущими культурами были пшеница и ячмень. По количеству посеянных четвертей выделяется Андийский округ. В 1913 г. здесь было посеяно 10005 четвертей озимой и 7521 четверть яровой пшеницы. Значительны были и посевы ячменя — 8600 четвертей. В этом округе наблюдается самый значительный прирост в посевах пшеницы. С 1892 г. по 1913 годы посевы озимой пшеницы увеличились на 910 %, а яровой – на 622 %. Несколько меньший процент дает ячмень — 383 %. Из всех округов Андийский округ дает лучшие показатели по посевам всех видов хлебов.
Сельскохозяйственные работы, связанные с земледелием, начинались в конце зимы и в самом начале весны. В начале марта начинали вывозить на поля навоз и золу, которые накапливались за зиму. Хранили навоз или около своих домов, или же в специальных местах поквартально. Каждое хозяйство в этих местах имело свой определенный участок, куда и вывозили навоз.
Скошенный хлеб связывали в снопы жгутом из скрученной соломы и оставляли для сушки на поле, а через некоторое время складывали в копны.
С завершением жатвы постепенно хлеб на ослах перевозили на гумна, где складывались скирды.
Сено в одних обществах косили до начала жатвы, в других – вместе со сбором урожая или же после жатвы. Косили сено мужчины местной косой. Осенью сено перевозили на ослах домой, где хранили в сеновалах.
Молотьба хлеба производилась в основном осенью либо на вычищенном и утрамбованном гумне, либо на крыше, которая за несколько дней до этого приводилась в необходимое состояние. Подготовка тока и крыши для молотьбы производилась следующим образом. Сначала очищали
3
необходимую площадку от травы и камней, затем разбрасывали по ней мякину, поливали водой и тщательно укатывали её катком (кIкIимер), которым укатывали обычно горцы крышу своих домов.
Процесс молотьбы у жителей Каралала был такой же, как и у других аварцев.
Помол производился на водяных мельницах. Прежде зерно превращали в муку с помощью зернотёрок. Но последние не исчезли с появлением водяных мельниц. Тем более что такие мельницы превращают зерно в крупу, но не в муку. Для получения муки на вращательном жернове он должен быть более массивный — проще говоря, нужна водяная мельница. Первые надежные письменные свидетельства о её появление в Дагестане, точнее в Курахе, относятся к 1356 г., конечно же, водяные мельницы появились ещё раньше. Известно, что любая вещь раньше появляется в жизни, а потом уже в описаниях.
Большое место в сельском хозяйстве в Аварии занимало садоводство и виноградарство. Наиболее благоприятными почвенно-климатическими условиями для разведения садов и виноградников обладают речные долины Аварского и Андийского Койсу. На раннем этапе развития садоводства фруктовые деревья здесь росли не сплошными насаждениями, а по краям пахотных полей и виноградников. Для многих сел Каралала продукты садоводства и виноградарства составляли значительные доходные статьи. Известны своими садами и виноградниками были такие села, как Анчих, Верхнее Инхело, Нижнее Инхело. В садах произрастали различные сорта южных фруктов: груши, яблоки, персики, абрикосы, орехи, сливы, вишни, черешни, разнообразный виноград, местами хурма.
Литература:
1. Азизова П.М. Каралал в ХIХ — начале ХХв. ( Исследование социально-экономического развития и политического устройства)Махачкала.,2010.
2. Котович В. Г.. К вопросу о древнем земледелии и скотоводства в горном Дагестане. //УЗ ИИЯЛ ДФ АН СССР. Махачкала., 1961. Т.9.
3. Гаджиева С. Ш., Османов М.О., Пашаева А.Г. Материальная культура даргинцев. Махачкала., 1967.
4. Далгат Э.М. Крестьянство Дагестана на рубеже XIX-XX вв. Махачкала., 2000. С. 92.
5. Мусаева А. Г. Преобразования в хозяйственно-экономической структуре горцев Нагорного Дагестана в XIX – начале XX в.Монография.Махачкала, 2012.