К11арат1а

КаратаКаратинцы — коренное население Западного Дагестана. В 2002 году в России 6 тысяч человек идентифицировали себя как каратинцы. Говорят на каратинском языке. Верующие каратинцы — мусульмане-сунниты. На севере и северо-западе селения каратинцев граничат с селениями аварцев и ботлихцев, на западе — хваршинов, на юге — ахвахцев, на юго-западе — аварцев. В Ахвахском районе каратинцы живут в сёлах Карата, Анчих, Арчо, Цумали, Андуз, Инхело, Верхнее Инхело, Маштада, Рацитль, Рачабулда и Тукита. В Ботлихском районе живут в селе Нижнее Инхело. В Хасавюртовском районе каратинцы живут в сёлах Сивух, Тукита, Анчих-кутан, Индира, Кирпич-кутан частично в Кокреке и Муцалауле, а также на многих прикутаных хозяйствах. Каратинцы-переселенцы также живут в Бабаюртовском, Кизилюртовском и Кизлярском районах. В Карата родились такие личности как Галбац Каратинский (наиб Шамиля), Халид (наиб Шамиля), Загалав Абдулбеков.

Численность   в  Российской Федерации   6,5 тысяч человек. (Цифра принятия по данным переписи 1938 года, когда этот народ был приписан к аварцам. Фактически более  22 тысяч человек, с учетом всех носителей каратинского языка.  В  Ахвахском районе проживает по переписи 1989 г. 8587 каратинцев, а остальные переселены в основном, на равнину — Хасавюртовский, Бабаюртовский, Кизилюртовский районы, а также города Хасавюрт, Кизилюрт, Буйнакск, Махачкала и Каспийск. Итоги  этой переписи показывают, что 3751 житель республики назвал себя андийцами, 6- годоберинцами, 16-каратинцами, 20- чамалалами и 201- ахвахцами. А остальные андо- дидойские народы вообще не  самоидентифицировались при переписи 1989 года, поэтому они проходят как аварцы.

Относятся к андо-цезским  народам, коренное население Западного Дагестана  говорят на каратинском языке. Письменность на основе русской графики, а с конца 17—начала 18 века до 30 годов 20 века на основе арабской графики. Верующие, мусульмане — сунниты. На севере, северо-востоке, востоке и западе каратинцы  граничат с аварцами, на северо-западе с ботлихцами на западе  с багвалалами  на юге с  ахвахцами. Селения  каратинцев:- Карата (3312 чел.), Анчих (1490чел.), Арчо (365 чел.), Маштада (171 чел.), Верхнее-Инхело (Ч1абакъара- 1258 чел.), Рацитль (94 чел.), Рачабулда (204 чел) — Ахвахского района; Тукита Ахвахского и Хасавюртовского района (945 чел.), Сивух Гумбетовского, а также Хасавюртовского района (около 3000 чел), с. Нижнее-Инхело Ботлихского района Дагестана (более 1500 чел). Входили в общество также два села, в которых проживают аварцы — Хелетури и Алак Ботлихского района.

Живут на своей территории  с начала  1 тысячелетия  до нашей эры.

С первых веков  нашей эры входили в состав Дидойского конфедеративного союза общин Западного Дагестана.

(В начале 19 века Дагестаном называли территорию не только современного Дагестана, но и весь район, прилегающий к Кавказскому хребту, начиная от г. Баку до р. Койсу (Сулак). С.М. Броневский в состав Дагестана включал владения шамхала тарковского, земли акушинцев, дженгутайцев, уцмия каракайтагского, кадия табасаранского и хана дербентского. Как особую страну рассматривал он «Лезгистан», под которым разумел земли Аварские, Казикумухские, Дидойские и Джарские. «Дагестан простирается от реки Койсу вдоль по западному берегу Каспийского моря на 200 верст до реки Самура; ширина его от берега морского к горам и самые горы от 50 до 80 верст». Офицер-картограф Яишников в 1831 г. включал в понятие «Дагестан» территорию от правого берега р. Койсу до р. Куры. Капитан генерального штаба Вранкин в 1844 г. писал: « Под названием Дагестана мы разумеем всю страну, заключающуюся в треугольнике, коего вершина находится при горе Барбало (на границе Хевсурии), а основанием служит берег Каспийского моря от гор. Баку до Низового.

Примечания, отраженные знаком* произведены автором по данным, полученным из иных документов и другим источникам)*.

Территория севернее р. Куры, в настоящее время относящаяся к Азербайджану, обычно называлась Персидским Дагестаном». Обширная территория Северного Кавказа, в том числе прибрежная полоса к северу от Дербента и равнинная часть были заняты «гуннами». Так сирийский источник -6 века- хроника Захария Митиленского сообщает названия тринадцати гуннских племен… Они живут в палатках, существуют мясом скота и рыб, дикими зверьми и оружием, т.е. ведут кочевой образ жизни. Однако население, живущее в горах,    названо оседлым: — жители «из пределов Даду живут в горах, у них крепости. Грузинские летописи сообщают при описании событий -6 века о «царе» леков, а также дидойцев и дурдзуков. Задолго до вторжения арабов на Кавказ в Дагестане сложилось множество самостоятельных политических образований Албания, Хазария — на равнине, Сасанидский Дербент, Кайтаг, Табасаран, Лайран, Маскут, Лакз, Зирихгеран, Сарир — территория Аварского Койсу и Кара — Койсу. Кроме того, источники говорят об отдельной области Дудания — по грузинским летописям — Дидоэти. Сарир был покорен арабами, а покорить Дидойский конфедеративный союз не представилось возможности, так как в 744 году Мерван в самый разгар похода на них спешно убыл с войсками в Дамаск, в связи с переворотом в Халифате; вскоре он погиб.

Редактор «Дербент-наме» М.Алиханов считал лакцев и аварцев остатками гунов. Он писал: «Для объяснения этимологии слова, принявшего в русской речи форму «кумук», надо заметить, что горцы произносят его на букву «г» с едва слышным участием буквы «н». т.е. как «гунмукх», что означает страна гунов. В нагорном Дагестане- продолжает он — рядом с гуннами — кумухами живет большое племя аваров, бывшая столица которых носит название Хунзах, т.е. «Крепость хунов», т.е. гуннов»)*.

В ходе борьбы с хунзахцами и казикумухцами под флагом распространения ислама  многие объединения сельских общин от  Дидойского союза отпали и попали в сферу влияния этих феодальных государств. С этого периода (14- 15 вв.). Каратинский союз сельских общин существовал уже как единственное самостоятельное, социальное, политическое и территориальное образование. В местных дагестанских  исторических материалах Каратинцы упоминаются как союз сельских общин с начала 17 века. Каратинцы  оказывали  усиленное  сопротивление экспансивной исламизации (Скорее захвату территории под видом исламизации, так как ислам к этому времени каратинцами был принят добровольно еще в середине 16 века, в связи, с чем можно говорить только о территориальной экспансии. В этой борьбе как видно из истории выиграли каратинцы. Каратинская мечеть построена в 910 году хиджры, при реконструкции этой мечети была обнаружена запись с этой датой. Адаты и мировоззрение каратинцев, существовавшие ко времени принятия ислама, удивительно соответствовали принципам и требованиям ислама.)

«Среди дагестанцев имелись тогда большие ученые и на редкость достойные люди, которые, однако, были словно бы отверженные и поэтому пребывали  в удрученном состоянии духа. Дело в том, что к их проповедям и предостережениям не прислушивались, а исходившие от них  решения и директивы не выполнялись. Именно поэтому названные ученные и достойные личности должны были отдалиться от своего народа. Пребывая в неизвестности и забвении, они искали путь к божественной истине, держась за сунну и Коран, и занимались сохранением для шариата и будущих речей как собственных душ, так и душ своих людей»- так пишет Хайдарбек Геничутлинский в «Историко-биографических и исторических очерках»)*.

В начале  17 века  совместно с  тиндинцами в  урочище  Зани  дали отпор   объединенным силам  казикумухцев и гидатлинцев. Находились под постоянной угрозой экспансии со стороны Хунзахских ханов. (Существует у каратинцев предание о борьбе с хунзахскими ханами в 15- 16 вв. под руководством предводителя каратинцев по имени Малла. В ходе столкновения была возвращена пастбищная гора «Бахкули»- «бахъараб кули» на границе с с.Ингердах. Столкновения также происходили в связи с потравами пастбищной горы «Талакъеро», в то время принадлежавшей каратинцам. В этих столкновениях из-за пастбищной горы погибло много хунзахцев и каратинцев. Для того, чтобы прекратить столкновения хунзахцы предложили каратинцам обменять пастбищную гору «Т1алакъеро» на пастбищную гору «Игьада», или как ее называют каратинцы «Къеди-беса». Согласно каратинским преданиям известно, что это произошло в 15-16 веках. По другим данным, примерно 500 лет назад хунзахцам разрешили основать аварские села Цолода, Ингердах и Местерух, взамен чего каратинцы были признаны наследниками хана Аварского на земли общества Ункратль. (Датировку обмена пастбищной горы «Т1алакъеро» необходимо уточнить путем научных изысканий. Это предание было подтверждено старожилами из селения Карата 100 летним Турачалиевым Магомеддибиром и 104 летним Болачевым Х1ажи в 1984 году. Как пояснял Х1ажи, это предание передается из поколения в поколение, и ему это стало известно от отца Болача, который в течение 15 лет исполнял должность бегаула селения Карата. Предание это интересно тем, что как указано выше, в начале 18 века каратинцы юридически признаются наследниками Кединских беков владевших обществом Ункъракь-  территориально находящемуся в Цумадинском районе республики Дагестан и состоящего из 4 сел. Къеди, Сильди, Сасикь, Г1акъо, которые в то время обязаны были платить хунзахским ханам дань — с каждых 20 овец, находящихся на пастбищной горе, по одному ягненку)*

В 17 веке был заключен договор о совместных  действиях  с тиндинцами в борьбе за независимость. (Каратинцы заключали такие договора и с другими обществами в зависимости от политической ситуации, например с андийцами, гидатлинцами и т.д.)*

По Гюлистанскому  договору 1813 года, завершившего русско-иранскую войну 1804-13 г.г. территория Дагестана отошла к России.  (Ряд вольных обществ, в частности Анди, вступали в символическое «подданство» России еще до 19 в

В середине 18 века каратинцы принимали активное участие в борьбе дагестанцев с  персидским завоевателем Надир шахом и в битве у Согратля в 1741 г. века. До Гюлистанского мирного договора многие общества также  приняли символическое «подданство» России. В частности в 1809 году общества Шодрода, Согратль, Маали, Ботлих, Карата, Ансалта, Анцух, Томарал,  дали своих аманатов и приняли «подданство» России. При вступлении в подданство России заключался договор, в котором дагестанские общества принимали на себя обязательство об отказе в совершении набегов на территорию России и его подданных. Россия со своей стороны гарантировала обеспечение военной помощи при внешней агрессии и право беспошлинной торговли на всей территории России. Последний пункт о беспошлинной торговле, а также сохранение у всех вольных обществ существующих государственно-правовых, религиозных и экономических статусов в неизменности, явились решающими при принятии курса на» подданство» России.)*

В освободительную борьбу горцев Дагестана  и Чечни под руководством  Шамиля  Каратинцы включились с 30-х годов. К 40-м годам Каратинцы — один из самых значительных опорных пунктов движения Шамиля. Из этого союза назначались военноначальники — мудиры и наибы (Гъалбацдибир, Гъазиявдибир, Кьукьулав (Халит), Турач, также казначей имамата-  Хаджио, Ч1ег1ерав Г1умар, Исмаил и др. По реестру армии Шамиля. Каратинцы выставляли – 350  всадников и 300 пеших воинов, кроме  того имелось ополчение. Карата была одним из центров имамата, здесь хранилась большая часть казны государства).*

После окончания войны и проведения судебно- административных реформ Каратинцы  вошли в состав Каратинского  наибства Андийского округа. В 1921 г. вошли в состав Дагестанской АССР (ввод частей красной армии с хунзахскими и ахвахскими «партизанами», также грабеж сел. Карата. Впервые за 2,5 тысячелетний период истории село было осквернено «носителями революционной коммунистической цивилизации с последующими репрессиями 30- 40-х годов и уничтожением самых достойных  людей села и это в основном, когда завершилась гражданская братоубийственная война. От этой трагедии начинаются все беды каратинского народа не завершившиеся по настоящее время. Результатом трагедии является и настоящий день каратинцев, которые находятся у самой черты вымирания. Вымерли отточенные временем при естественном развитии народа, на базе  существовавших религий и мировоззрений каратинцев, и цивилизованных принципах адаты каратинцев, культура каратинцев, исчезает в настоящее время и основное достояние народа- каратинский язык.)*(С 1991г. в составе РД).

Основное занятие — отгонное животноводство пашенное земледелие, садоводство, развиты были ремесла обработка  шерсти, металла, камня, дерева, кожсырья.

По всему Кавказу и в России славилось сукно ручного местного производства — так называемые каратинские шали (выставлены в «Эрмитаже»). Каратинские шали неоднократно отмечались серебряными и бронзовыми медалями Всероссийских ярмарок до 1914 года. Славились также кинжалы мастера Ахъулата — один кинжал этого мастера находится в музее г. Тбилиси).*

Традиционно каратинское общество  составляло собою независимый союз сельских общин — джамаатов, социальное ядро, которых составляли свободные скотоводы- земледельцы- воины. Каратинский союз общин считал своей главной задачей  совместное организованное сопротивление внешней агрессии. В таких случаях созывалось общесоюзное ополчение и его предводителем становился главный кади. (Одним из первых, известных по преданиям предводителем каратинцев в конце 15- начале 16 века был Малла, руководивший борьбой с хунзахскими ханами. По имеющимся документам, каратинскими кади были —  упомянутый в договоре с тиндинцами  ученый — алим Титалав из рода Х1екьилал, а также Мусав Къурбан — один из предводителей походов на Грузию, Армению и Азербайджан. Кроме Курбана обычно совершавшего походы самостоятельно, в походах организованных Аварским ханом Умма-Ханом в качестве его полководцев за плату, принимали участие  каратинцы Г1али, Гьари и Шаг1и.  Къурбан получал дань с Грузии — у знаменитого царя Ираклия второго, который, будучи полководцем, у персидского Надир — Шаха покорил Индию)*.

В мирное время спорные вопросы решались  между джамаатами — собранием старейшин. Каждая община управлялась джамаатским сходом мужчин. А в перерывах между сходами- старейшины   и главы тухумов выполняли функции судей. Дела в судах разбирались на основе адата. (Норм обычного права сложившегося за период тысячелетних взаимоотношений общинников. Адаты каратинцев сохранились в письменных источниках — последнее издание — книга Х1ажимурада Хашаева «Памятники обычного права Дагестана». Надо отметить историческую ценность этого основного, основанного на кристаллизованных за тысячелетия принципах демократии, источника права каратинцев, в которых отсутствуют классово- имущественные привилегии  общинников..)*

Семейно-правовые вопросы решались на основе шариата. До первых десятилетий 20 века сохранилось значение посреднических судов, а также суда основанного на присяге с привлечением соприсяжников — родственников. (Понятие лжи у свободного общинника — каратинца считалось самым презренным делом даже в целях защиты своих родственников. Нравственная чистота была мерилом всех ценностей человека в дагестанских обществе и это понятие было отшлифлвано тысячеленими общественными социально-политическими отношениями общества, развивавщегося по истинно демократическому принцыпу)*.

Запись проведена по работе сотрудников  НИИИЯЛ РД Магомедова Д. М. и Лугуева С.А., которым необходимо каратинцам выразить благодарность за первую объективную работу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *