6 ноября (дата для 2011 года)
Праздник жертвоприношения Курбан-байрам (или Ид уль-Адха) является частью мусульманского обряда паломничества в Мекку. Отмечается6 ноября (дата для 2011 года) праздник в долине Мина вблизи Мекки в 10-й день 12-го месяца мусульманского лунного календаря зуль-хиджа и длится 3-4 дня.
Конечно, не все мусульмане могут совершить хадж в Мекку, участвовать в главном празднике мусульман и в священном месте лично принести жертву, поэтому каноны ислама предписывают мусульманам исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, а всюду, где могут оказаться мусульмане.
Еще будучи ребенком, он понял бессмысленность поклонения идолам, которых почитали его отец Азар и соплеменники. Ибрахим пытался найти Бога в Солнце, Луне, звездах, но затем ему открылась вера в Единого и Единственного Аллаха, которому он и оставался верным и покорным до конца своих дней. Согласно учению ислама, Ибрахим занимает особое место в духовной истории человечества. Он был первым, кто учил людей истинной вере, единобожию, был истинным избранником Аллаха и его любимцем. Именно его веру в чистом и правильном виде призван был возродить на земле Пророк Мухаммед.
Коран повествует о том, что Ибрахим жил со своей бездетной женой Сарой и второй женой, египтянкой по имени Хаджар (Агарь), которая родила ему сына Исмаила. Однажды во сне Ибрахим получил откровение, что Аллах желает получить он него в жертву сына, и он рассказал об этом Исмаилу. Мальчик согласился принести себя в жертву и ответил отцу, что ему следует исполнить волю Божию в соответствии со своей верой.
Вскоре Ибрахима под видом странника посетил сатана и стал убеждать его, что пожелание принести в жертву сына не может исходить от Бога и что желание Ибрахима продиктовано лишь его заблуждением. Однако Ибрахим остался непреклонным в своей вере и в своем желании точно исполнить волю Аллаха. Затем сатана принялся искушать жену Ибрахима Хаджар и его сына Исмаила: назвав Ибрахима безумцем, он склонял Исмаила к бегству. Однако Хаджар и Исмаил, отвергнув все искушения, безропотно приняли волю Бога. После этого все трое взяли камни и бросили их в непрошеного гостя, отгоняя его прочь.
Решимость Исмаила покориться воле Божией была настолько сильна, что он попросил отца незамедлительно выполнить все, что надлежит, и положить его на жертвенник лицом вниз, дабы не замешкался Ибрахим, увидев лицо сына своего. Но в последний момент Аллах остановил руку Ибрахима и сказал, что он исполнил уже предначертанное сном испытание, выказав свое полное послушание. Вместо Исмаила в жертву был принесен баран, что и положило начало главному мусульманскому празднику v Ид аль-Адха (Празднику жертвоприношения), который отмечается по завершении хаджа.
Вознаграждением за покорность Ибрахиму было то, что его бесплодная жена Сара родила ему сына Исхака (Исаака) (Коран, 37:99-113). Но вскоре ревность Сары, возжелавшей преимуществ своему сыну, послужила причиной распада семьи, и Ибрахим был вынужден оставить Хаджар и Исмаила у древней святыни Адама. Здесь погибавшим от жажды Хаджар и Исмаилу явился на помощь архангел Джабраил (Гавриил) и открыл у ног страдающего Исмаила источник, известный ныне как колодец Замзам.
Праздновать день жертвоприношения, даже если это не происходит в Мекке, начинают с раннего утра. Чуть свет мусульмане идут в мечеть к утренней молитве, но прежде необходимо совершить полное омовение, надеть новую и опрятную одежду, по возможности умастить себя благовониями. Перед молитвой есть не рекомендуется. По окончании утреннего намаза (молитвы) верующие возвращаются домой, а затем, по желанию, собираются группами на улице или во дворах, где поют хором славословие Аллаху (такбир). Затем они снова отправляются в мечеть или на специально отведенную площадку, где мулла или имам-хатыб произносит проповедь.
По окончании проповеди мусульмане идут обычно на кладбище молиться за умерших. Вернувшись с кладбища, приступают к жертвенному обряду, в знак готовности служить богу. Для принесения жертвы мусульмане специально откармливают выбранное животное.
Мусульманин, совершив заклание, не должен скупиться на угощение, необходимо обязательно накормить бедных и голодных. Ритуальное угощение — худойи, садака — устраивается также во избежание всевозможных несчастий и болезней.
Близким, друзьям и родственникам в дни праздника стараются сделать подарки. В последующие после праздника дни обычно наносят визиты к родным и близким знакомым, так как посещение в дни праздника жертвоприношения считается благословенным и желательным.