За убийство во время ссоры или драки виновный платит родственникам убитого по приговору суда 250 руб., — на 200 руб., имуществом и 50 руб.9деньгами и изгоняется в канлы (рец1ел, къисас).
Если изгнанный возвратится в свое общество до истечения срока, то с него или с того, у кого он остановился, взыскивается в пользу общества 10 руб., а убийца опять изгоняется.
За нечаянное убийство с виновного взыскается вознаграждение: саван 15 кары бязи, бык в 12 руб., 12 мер полубы и 25 руб. деньгами; взыскивают имуществом, составляющим вместе с перечисленным выше взысканием 180 руб., — и изгоняется в канлы.
Если раненный в нескольких местах при общей драке назовёт своих поранителей и указанные им лица участвовали в драке, то заявление его принимается; если же он не успеет назвать и от полученных ран умрёт, то наследники умершего имеют право указать на кого хотят из участвовавших в драке лиц. Если ранят ночью и не окажется очевидцев-свидетелей, то раненный или наследники умершего от ран могут или сами принять с 50 соприсягателями из родственников обвинительную присягу, или назначить за обвиняемым то же число очистителей. Бели в числе соприсягателей-родственников не окажется 50 человек то, на личное число их могут повторять присягу до нормы 50 человек (примечание: родственники раненого и женщины в свидетели не принимаются).
Убийство наказывается одинаково будет ли оно совершено на собственности или в другом месте.
Если двое, поранив друг друга, умирают вместе, то кровь засчитывается за кровь, и никто не отвечает.
За убийство жены вместе с любовником муж не отвечает; если он убьет только жену, а любовник успеет скрыться, будучи раненным, то бежавший отвечает перед родственниками убитой, как вообще за убийство и уплачивает по суду родственникам убитой деньгами 50 руб. и 150 руб. имуществом и изгоняется в канлы; адат этот применяется к отцу, брату и сыну в отношении дочери, сестры и матери, застигнутых с любовником, и бежавшему раненному любовнику или оставившему какой- нибудь знак в подтверждение его виновности. За убийство мужем жены, когда не известна причина убийства, родственники её могут заявить, что она убита умышленно, а муж, что убита нечаянно, родственникам убитой предоставляется право или присягой вместе с 12 сопри- сягателями по назначению мужа установить заявленное обвинение, или дать мужу присягу со столькими сопри- сягателями и если установят первые или муж не очистится, то последний отвечает, как за умышленное убийство, в противном случае отвечает, как за нечаянное.
Если муж убьет жену на месте преступления, но умышленно не убьет любовника, то он делается кровником родственников убитой жены.
Если муж на месте прелюбодеяния убьет жену, алюбовник успеет бежать невредимым и без всяких знаков, могущих подтвердить, что он был преследуем мужем убитой и последний в совершении преступления не сознается, то за обвиняемым назначаются очистители по указанию родственников убитой или из фамилии подозреваемого, или же из общества, в числе 15 человек, исключая отца, родных и двоюродных братьев, дядей по отцу и матери, брата и отца жены и мужа сестры подо- зреваемого.
Если убийца — муж, человек бедный и не в состоянии уплатить родственникам убитой всего следуемого, то он впредь до окончательного удовлетворения их лишается права возвратиться в свою деревню.
За убийство сына ни перед кем в отношении дията отец не отвечает, сын же за убийство отца платит другим родственникам, если они есть, дият и все установленное за убийство, если же наследников нет, то лишается только отцовского наследства.
Если брат убьет брата и у убитого останутся дети, то последние могут признать убийцу за своего кровника, и тогда он делается кровником и подвергается/Всем взысканиям, установленным по убийствам вообще, но если наследники убитого не захотят признать его кровником, то убийца брата в отношении дията не отвечает (сравним с законами Хаммурапи: «если жена человека будет захвачена лежащей с другим мужчиною, то доцжно их связать и бросить в воду (утопить). Если хйзяин жены сохранит жизнь своей жене, то царь сохранит жизнь своего раба. Если жену человека опорочит под клятвою ее муж, а лежащей с другим мужчиною она не была захвачена, то она должна произнести клятву перед Богом, и может вернуться в свой дом).
Взято с книги «История Каратинского Вольного Общества»