Камиль едва научился держать в руках карандаш, когда впервые попытался сделать портрет горы. Кисточки у него не было, ее заменяла спичка с накрученной ваткой. Односельчане подшучивали над ним, но беззлобно, по-доброму, называя художником. Надо сказать, Карата в этом смысле уникальное селение: творчество здесь ценят — не одно только материальное в чести. В школе его учителем был Хадис Ризванов, имя которого Камиль называет сегодня с благодарностью за то, что он поддержал его стремление заниматься изобразительным искусством. Ко времени окончания школы Камиль уже определился с выбором своей жизненной стези. Сомнений не было — только художественное училище имени Джемала. В его стенах парень из Караты почувствовал себя своим с первого дня, окунулся в атмосферу радостную, пронизанную светом, который всегда несет творчество. Взявший псевдоним по имени своей любимой горы, Камиль Тархо называет училище своей академией. — Какие у нас были учителя! — восхищение слышится в голосе Камиля. — О них поэму можно написать. Педагог Надежда Марковская сказала ему: “Ты будешь пейзажистом”. Опытная, через руки которой прошли десятки учеников, она не ошиблась. Уже в годы учебы у него появилась своя манера живописания, исключавшая фиксацию жизни в твердых, не изменяемых очертаниях. Свободное, естественное состояние пейзажной среды — вот отличительная особенность работ Камиля Тархо. Его картины просты, но за этой простотой чувствуется душа художника, которому эта природа дорога, близка и понятна. Сколько в них Дагестана, любви к нему! Сколько подлинной поэзии! В 1978 году Камиль окончил училище. Некоторое время преподавал в Хунзахе, потом подоспела служба в армии. Он попал на Байконур, в часть, где оценили его способности. Вскоре там прошла его выставка. Армейский вернисаж был первой “персоналкой” Тархо. Потом, по возвращении, он организовал выставку в родном селе. Так бы и жил Камиль, не выпуская из рук кисти, но жизнь заставляла заниматься чем-то более земным и доходным. В 1986 году он открыл кафе в Карата, умудрившись “скрестить коня и трепетную лань”. Совсем немного времени понадобилось ему, чтобы превратить “точку общепита” в своеобразный неформальный клуб интеллигенции. Видно, сказалась та самая уникальность — люди здесь тянутся к искусству, общению. Недаром один аварский поэт назвал Карата городом в горах. Камиль строил дома, выполнял отделку. Так прошло десять лет. Не то чтобы он за эти годы совсем забросил творчество. Но, обращаясь к нему лишь урывками, чувствовал пустоту в душе. Сегодня Камиль может себе позволить только творить. Он построил два дома, разбил два сада. В одном доме Камиль сейчас живет со своей семьей на улице Каратинской в Махачкале. Да-да, их целая улица — каратинцев. И все они — увлеченные, неравнодушные люди. Они — соседи — могут созвониться ночью, собраться у кого-нибудь и до утра читать стихи. Недавно читали вот так, ночь напролет, сборник нашей коллеги, заместителя главного редактора “Дагправды” Надежды Тузовой. Что интересно — жены тоже в этом участвуют. Жена Камиля Айганат, по всему — любимая. Кто сомневается, пусть взглянет на портрет, им выполненный. Он рассказывает, что даже эскиз не пришлось делать. Как озарение нашло — взял кисть — и на одном дыхании… В его сердце вообще много любви. К родным, жене, детям, ко всем людям. В пейзажисте Тархо из-за этой любви проснулся портретист. Человек на его картинах тоже свободен и естественен, как природа. Между лицами и фигурами, предметами происходит как бы обмен оттенками, бликами, находящими завершение в радостной цветовой гамме, выражающей идею счастливой жизни на земле. Для самого же Камиля нет дороже места, чем подножие Тархо возле Караты. Горы, застывшей в величественном и гордом ожидании. В каждую свою поездку в родное село Камиль идет к ней, волнуясь, будто впервые, и в этот миг превращается в маленького мальчика с перемазанными краской руками и спичкой вместо кисточки. Персональная выставка, которую он готовит, будет называться “В горах мое сердце”.
Тагират Гасанова «Дагестанская правда»
Взято с сайта Дербента.