«Чтобы из Ботлиха попасть в самую долину Андийского Кой-Су, отстоящую на три версты, нам пришлось спуститься на 1000 футов среди фруктовых садов и огородов. Там внизу лежат развалины Преображенского укрепления, которое было оставлено вследствие лихорадочности этого места. Оно составляло ключ в долине гор-ного потока. Проехав еще несколько верст вдоль левого берега, мы очутились у второго Преображенского укрепления, защищающую мост, перекинутый в узком ущелье через Кой-Су. На левом берегу защищенный ход ведет по многочисленным ступеням к высоко-му выступу скалы, откуда можно было наблюдать за тем, что происходило в теснине. Мост этот блиндирован толстым железом; выходит он на правом берегу к громадной круглой башне с бойницами для пушек. Толстая железная дверь запирала прежде вход сна-ружи. Теперь укрепление остановлено, и грозные пушки лежат на земле. Над мостом на правом берегу почти отвесно поднимаются голые шиферные скалы, у подножья которых расположены узкой полосой сады аула Инхели. В упомянутых скалах, на протяжении трех верст от Инхели до моста, Шамиль выкопал себе ров и устроил вал, чтобы оттуда беспокоить гарнизон укрепления у моста и обстреливать всю теснину. Аул Инхели (Кот-ле-Инхели, или Гортл-Инхели, т.е. нижний Инхели) прислоняется голому холму, за кото-рым речка того же имени впадает в Кой-Су. Инхели и аул Конхидатль, лежащий немного ниже по течению реки, снабжают большую часть Дагестана солью, которая добывается посредством вываривания из местных соляных источников. В 1900 году добыто 2824 пу-да. Продается она за 80 коп. за пуд. Но соль эта нечиста и горьковата.
У Инхели мы отставляем долину Андийского Кой-Су и поднимаемся по голому ши-рокому хребту, почти отвесно обрывающемуся над речкой, на значительную высоту, а по-том спускаемся в маленькую боковую долину, где прежде лежал аул Сиух, от которого теперь и следа не осталось. Дело в том, что жители его были весьма сварливые и воин-ственные люди, которые никому не давали покоя. Поэтому соседи прогнали их общими силами и разрушили аул. А сиухцы поселились дальше на запад в Гумбетовском участке Андийского округа. Но они сохранили и там свой язык — каратинский — среди тамошних жителей, говорящих на другом идиоме. На каратинском языке говорят в аулах Карата, Инхели, Рачабулди, Анчади, Арчи, Рациди и Токида. Все только что названные аулы ле-жат у нашей дороги в Карату, или же поблизости ее. На подъеме из Сиухской долины наше внимание
привлекает аул Тад-Инхели, или Каа-Инхели, т. е. Верхний Инхели, рас-положенный, или, скорее, прилепленный к отвесным скалам по ту сторону Инхелийского ущелья. Один дом, как будто, прямо стоить на крыше другого. Туда попасть, как кажется, можно только с помощью приставной лестницы. В прежние времена, когда аулы были устроены для защиты от нападения и для борьбы на жизнь и смерть, такое устройство имело еще основание. Но удивительно, почему жители в мирное время не устраняют этих неудобств. Вообще в этих краях тропы и дорожки, ведущие к аулам и из аулов, вследствие своей тесноты и крутизны составляют истинное мучение для людей и животных. Из лабиринта, — в нем на маленьком холме стоят два каменных столба. Это памятник на мо-гиле «враждующих братьев», которые убили друг друга. Молодые супруги должны осте-регаться, чтобы недоброжелательные люди не положили им в брачное ложе камушка с этой могилы, а то у них мира и согласия в доме никогда не будет, — скал и камней наши бравые лошади наконец вынесли нас к широкому плато с зелеными лугами и цветущими полями, за которыми виднеется Карата.
(Карл Ганн. «Экскурсия в Нагорную Чечню и Западный Дагестан летом 1901 года», «Известия Кавказского Отдельного Имперского Русского географического общества», 1902 г., т. 15, вып. 4).