Назревших проблем у дидойцев много

Человек – самая большая ценность на Земле. Нет народов более или менее достойных. Велик даже самый малочисленный народ. Эта гуманистическая идея особенно ярко должна проявляться в судьбе многонациональной Республики Дагестан.
Цунтинский район относится к числу муниципалитетов с наиболее высоким уровнем безработицы и низким уровнем жизни населения. Талантливые и трудоспособные люди покидают Дидоэтию. В трех населенных пунктах уже не осталось жителей. На глазах разоряются села, и основная причина – безработица. В районе сегодня нет элементарных условий для жизнедеятельности.
Среди дидойцев нет состоятельных бизнесменов, банкиров, нет акционерных обществ и т. д., которые могли бы помочь своим соплеменникам. В нынешнее непростое время, когда государство перестало стимулировать сохранение в горах горского населения, больше всего страдает традиционное хозяйство малочисленных народов. Но даже при таких условиях дидойцы не хотят покидать родные горы, где их предки жили веками. Ведь они понимают, что с утратой традиционного места обитания утрачиваются обычаи, традиции, духовно-нравственные ценности, язык, а без всего этого нет самого народа. Дидойцы хорошо помнят 1940 — 1950-е годы. И как никогда сегодня они нуждаются в неотложной помощи со стороны республиканских властей.
Этнографы считают, что народ численностью до 50 тыс. человек без господдержки не сможет сохранить себя как этнос, так как не способен к естественному воспроизводству.
Закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ» предусматривает расширение прав малочисленных народов и возлагает на государственные органы обязанность реализовывать специальные федеральные и региональные программы их возрождения, сохранения и развития, оказывать этим народам необходимую финансовую и иную поддержку. Данный закон практически бездействует в отношении дидойцев.
Республиканская поддержка в решении их насущных проблем, как в сфере материальной, так и духовной жизни, является гарантией стабильности и дальнейшего развития дидойского народа.
В отношении дидойцев не решены до сих пор:
а) проблема депортации, которой они подверглись в 1944 — 1957 гг.;
б) проблема статуса малочисленного этноса;
в) проблема изучения дидойского языка, который обречен на выживание;
г) кадровая политика в отношении дидойцев.

Можно жить и с этими проблемами, ведь жили до сих пор, но проблемы наши увеличиваются, а состояние народа ухудшается.
28 августа 2012 г. во время торжественного открытия новой школы-интерната на 200 ученических мест в поселке Новый Согратль Кумторкалинского района глава республики Магомедсалам Магомедов выразил глубокую признательность министру сельского хозяйства РФ Николаю Федорову за прекрасный подарок. Именно благодаря Министерству сельского хозяйства РФ, подчеркнул глава республики, стало возможным строительство этого прекрасного здания.
В своем выступлении он говорил, что существует спецпрограмма развития сельских территорий, принятая Правительством нашей страны, которую реализует Министерство сельского хозяйства РФ. Далее М. Магомедов подчеркнул, что благодаря этой программе мы смогли построить в нашей республике за последние годы много важных объектов – более 700 тыс. кв.м. жилья, несколько сот километров водопровода и газопровода, 15 школ, 15 объектов здравоохранения. Такие программы, сказал президент, направлены на улучшение качества и условий жизни жителей села.
Я был очень рад за строительство этих объектов, но возникает вопрос: а сколько, согласно этой программе, построили школ или других субъектов в Цунтинском районе? Предусмотрено ли вообще, согласно этой программе, строительство чего-либо в Цунтинском районе?
Насколько я знаю, нет. Почему?
29 августа в Кумыкском театре прошло августовское совещание работников образования Дагестана на тему «Проект модернизации системы образования Дагестана – средств достижения стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”».
В своем докладе министр образования и науки Республики Дагестан Магомедфазил Азизов подчеркнул, что в рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования РД, в 2011 г. в общеобразовательные учреждения республики было поставлено 258 комплектов учебно-лабораторного оборудования, 210 комплектов наглядных пособий, более 6 тыс. единиц компьютерной техники, 152 комплекта современного медицинского оборудования, 70 комплектов оборудования для школьных столовых…
Одно из самых затратных направлений инициативы, говорил министр Азизов, это модернизация школьной инфраструктуры, а именно: оснащение учебных классов, оборудование медпунктов, пищеблоков, проектирование школ, строительство (ремонт) спортзалов и т. д. И здесь обойденными остались образовательные учреждения Цунтинского района. Министр образования М. Азизов подчеркнул, что среди обязательных требований, по которым теперь оценивают готовность школы к новому учебному году, – это система отопления и кондиционирования зданий, обеспечивающая необходимую температуру в любое время года. Любой учитель должен гордиться словами министра, а учителя Цунтинского района могут только мечтать о таких условиях. У нас в районе третий год не работает Интернет и у учителей нет возможности следить за новинками учебно-воспитательного процесса. Нет возможности зайти на сайт Министерства образования и науки РД и следить за приказами. Остальное оставим без комментариев…
Ушел из Кумыкского театра я со слезами на глазах и опущенной головой.
Еще одна проблема учителей Цунтинского района – это прохождение курсов повышения квалификации и аттестация учителей. Ни для кого не секрет, что аттестация педагогических работников на 13 и 14 разряды связана с курсами повышения квалификации, т. е. кто данные курсы не проходит, того к аттестации не допускают, это один из критериев. Теперь посмотрим, во сколько обходится прохождение курсов и аттестация рядовому учителю из Цунтинского района. Поездка в Махачкалу и обратно – в среднем 1200 рублей. Проживание в гостинице две недели – 8 тыс. рублей, плюс еда за две недели – 5 тыс. рублей, на проезд и прочие расходы – 1 тыс. рублей. Итог: прохождение курсов повышения квалификации в Махачкале учителю из Цунтинского района обходится в 15,2 тыс. рублей. Там же пишем заявление на аттестацию и возвращаемся домой. Через 2 — 3 месяца звонят и говорят, какого числа необходимо явиться. И опять поездка в Махачкалу обходится дидойцу в 15 тыс. рублей. Таким образом, две поездки учителю из Цунтинского района обходятся в среднем 30-35 тыс. рублей. Может возникнуть вопрос: ведь учителю выплачиваются командировочные расходы? Отвечаю. Слово «командировочные» учителями Цунтинского района забыто, т. е. ни один учитель их не получал. А проходить курсы приходится обязательно, чтобы не возникли проблемы во время аттестации. Средняя зарплата учителя в районе – 6 — 8 тыс. руб. Получается, для двух поездок учитель-дидоец должен работать бесплатно минимум 6 месяцев.
Разве это не проблема? Вопрос стимулирующих денег остался без комментариев, они стали для директоров школ садакой. Распределяют по своему хотению и усмотрению и никто это не контролирует.
Эти и другие проблемы приводят дидойское общество к деградации. Надеяться не на кого, кроме Всевышнего Аллаха. Можно сказать, что чиновники республики повернулись к дидойскому народу спиной.
В США, в штате Колорадо, в горах Денвер, есть Институт гор, который занимается проблемами сохранения гор и горского населения. Для решения их проблем государством целенаправленно выделяются средства. Разве для нас это не хороший пример? Сбережение народа, в т.ч. и самого малочисленного, – это проблема государственного масштаба. В Дагестане до сих пор не принят Закон о народах Страны гор. Ведь проблем этнических и иных у нас не меньше, чем в странах Европы. Когда исчезают отдельные виды представителей флоры и фауны, их вносят в Красную книгу, а когда дидойский народ находится на грани вымирания, молчим. Неужели главу республики не информируют о том, что творится у нас в районе?
Надеюсь на Президента Республики Дагестан, может, в его бытность будет решена хотя бы одна из вышеперечисленных проблем дидойского народа.
Г. У. Магомедов, учитель истории МКОУ

http://aksakal.info/dag/wikidagestan/32251-nazrevshih-problem-u-didoycev-mnogo.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *